Профориентация – комплекс психолого-педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределение школьника.
Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
Цель профориентационной работы в школе:
- оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
- выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи профориентационной работы:
- получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся;
- выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования.
Основные направления профессиональной ориентации учащихся:
- Профессиональной просвещение;
- Профессиональная диагностика;
- Профессиональное консультирование.
Этапы и содержание профориентационной работы в школе:
5-8 классы:
- Развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;
- Представления о собственных интересах и возможностях;
- Приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики.
9-11 классы:
- Групповое и индивидуальное профконсультирование, с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профессии и профиля обучения;
- Профессиональное самопознание.
Направления и формы профориентационной работы в школе:
- Оформление уголка по профориентации, ведение странички на школьном сайте в разделе «Профориентация».
- Осуществление взаимодействия с учреждениями дополнительного образования.
Работа с учащимися:
- Организация и проведение экскурсий в учебные заведения, на предприятия; посещения дней открытых дверей учебных заведений;
- Встречи с представителями предприятий, учебных заведений;
- Участие в конкурсах декоративно-прикладного творчества. Привлечение к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе в учреждениях дополнительного образования;
-Профориентационные мероприятия: викторины, беседы, тематические классные часы.
- Тестирования и анкетирования учащихся, с целью выявления профнаправленности;
- Консультации по выбору профессии (индивидуальные, групповые).
- Расширение знаний в рамках школьных предметов (технология 5-8 классы, информатика 7-9 классы и др.);
Работа с родителями:
- Проведение родительских собраний (общешкольных, классных);
- Индивидуальное консультирование родителей по вопросу выбора профессии, учебного заведения учащимся.